Размер шрифта!
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
Важные уведомления. Что-бы скрыть уведомление нажмите кнопку "Прочитано".

Советы специалистов

17.10.2025

Что такое звуки раннего онтогенеза? Есть ли эти звуки у вашего ребенка?

Разобраться в этом вопросе Вам помогут советы логопеда.

     Все звуки русского языка можно условно поделить на две категории:звуки раннего онтогенеза и звуки позднего онтогенеза.
    К звукам позднего онтогенеза относятся те согласные звуки, которые не сразу становятся по подражанию у детей к 5 – ти летнему возрасту: Ль, Л, С, Сь, З,  Зь, Ц, Щ, Ч, Ш, Ж, Р.
    А все остальное это звуки раннего онтогенеза это:  гласные верхнего ряда А, О, У, Э, Ы
                                                                                          гласные нижнего ряда Я, Ё, Ю, Е, И,
                                                                                          согласные губно-губные М, П, Б,
                                                                                          губно-зубные Ф, В,
                                                                                          заднеязычные  Й, Х, К, Г,
                                                                                          переднеязычные Т, Д, Н.
По данным кандидата педагогических наук Жуковой Надежды Сергеевны звуки речи усваиваются детьми в следующем порядке:
1 год 3 мес. — 1 год 8 месяцев: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь; к;
1 год 8 мес. -1 год 10 месяцев: хь, ць, й;
1 год 10 мес. — 2 года: н, т, д;
2 года – 2 года 6 мес.: с, л, ы, в, р, з
2 года  6 мес. – 3 года: ч, ш, ж, щ, ц.
     Таким образом, к 3-4 летнему возрасту, звуковая сторона речи усваивается детьми полностью.
Но так бывает не всегда, даже у детей без двигательных нарушений. Очень часто в возрасте до трех лет, а именно этот возраст является чувствительным для формирования речи,  родители не дают ребенку нормативных образцов звуков.
С одной стороны главная задача родителей любить своего ребенка, а не искать у него дефекты но, тем не менее, в речи  детей закрепляются патологические стереотипы, которые потом очень трудно изжить. А именно:
• йотированные звуки «я», «ё», «е», «ю» произносятся как ля, лё, ле, лю;
• звуки «ф» и «в» произносится губно – губно, а не губно – зубно;
• отсутствуют заднеязычные «к» и «г» заменяются соответственно на «т» и «д»;
• звуки «т» и «д» произносятся в английском варианте ближе к «ч»;
• все звонкие согласные оглушаются;
• все твердые согласные смягчаются.
❗Чем раньше выявится дефект  звукопроизношения у ребенка. тем больше шансов на успешную коррекцию.